Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса

Если права Вашего ребенка нарушаются, 

дети попали в трудную жизненную ситуацию,  

Вы можете обратиться к уполномоченному по правам ребенка:

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

                            Кузнецова Анна Юрьевна

Адрес: г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д. 7 стр.1

Телефон: 8 (499)251 77 40

Упономоченный по правам ребенка в Московской области

                          Мишонова Ксения Владимировна

Контактная информация:
+7 (495) 650-20-38    upr@mosreg.ru
Адрес:
127006, г. Москва, ул. Садовая-Триумфальная, д. 10/13, стр. 1.
 

Уполномоченный по правам ребенка МДОУ № 46 "Незабудка"

                          Попова Елена Владимировна

Адрес: МДОУ №46"Незабудка" каб. методический

Телефон: 8 496 222 44 04

12 декабря 2013

Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений. 

Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. 

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. 

К психической форме насилия относятся:

o открытое неприятие и постоянная критика ребёнка 

o угрозы в адрес ребёнка в словесной форме 

o замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка 

o преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка 

o ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний 

o однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму. 

Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. 

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

o отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи 

o отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая 

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:

обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6) 

защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16) 

обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24) 

признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27) 

защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34) 

защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37) 

меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39) 

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136) 

за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157) 

Семейный кодекс РФ гарантирует:

право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54) 

право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56) 

лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69) 

немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77) 

Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех  образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.


24 декабря 2013

Наказывая, подумай: зачем?

Нужны ли запреты? Чем опасна вседозволенность? Каким должно быть наказание за проступок? Что можно ребенку, а что нет? Всегда ли наказание соответствует проступку ребенка? Авторы данной статьи предлагают воспитателям разобраться в сложных педагогических ситуациях, найти верный путь решения той или иной проблемы.

Известно, что готовых рецептов не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том, или ином случае. У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача — задача взрослых людей, окружающих ребенка, — помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных нельзя и можно"! Чтобы научить этому детей, взрослым самим нужно отлично в этом разбираться.

Так что же такое дисциплина? Дисциплина — это система определенных запретов, необходимая ребенку для ощущения защищенности. За "нельзя" взрослых скрывается забота о детях. И дети это чувствуют, их жизнь становится понятной и предсказуемой. Ребенок еще очень мал и многого не знает, вокруг него существует огромный непознанный мир, таящий в себе много интересного, но и много опасного. Только взрослый с помощью дисциплинарных мер может обеспечить его безопасность, помочь разобраться в этом многогранном мире, его законах и особенностях. И ребенок понимает, что это — забота о нем, что сильный и мудрый взрослый вводит его в новый мир, что он знает больше, больше умеет и поможет ему, малышу, узнать и научиться тому, что умеет сам.

Трудно стать мудрым проводником, а не бездумным надзирателем. Что молено требовать от ребенка 3—7 лет? Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине, — дать ему почувствовать, что его любят, — вот главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины.

Мы начинаем приучать малыша с самого раннего детства, знакомим его с первыми "нельзя". Нельзя трогать горячее! Нельзя делать больно маме! Нельзя ползти куда захочешь — можно больно упасть!  Малыш постепенно понимает: "Мама предостерегла его от падения, мама предупреждает, а если ее не слушать, будет больно, неприятно, обидно!"

Запреты или вседозволенность

 А что происходит, если нельзя все? Тогда ребенок рано или поздно узнает, что тот или иной запрет был неверным. Он начинает думать, что его мама не слишком-то знает, что ему нужно, или не слишком справедлива к нему. У ребенка возникает непреодолимое и обоснованное желание нарушать такие запреты. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно учится сопротивляться ей, а иногда делает все наоборот.

Что же происходит, когда все можно? Тогда ребенок думает, что мама его не предостерегает, все разрешает, а вокруг столько опасного, неприятного! Он еще очень мал и чувствует себя в опасности, ведь рядом нет кого-то большого и надежного, а мама, наверное, и сама еще многого не знает и во многом не уверена. У ребенка возникает повышенная тревожность, неуверенность в себе, он не может научиться принимать решения, во всем сомневается.

Как построить свои отношения с детьми, чтобы найти золотую середину? Что можно, а что нельзя запрещать ребенку-дошкольнику? Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге "Общаться с ребенком. Как?" советует составить для себя систему запретов, разделив все "можно" и "нельзя" на цветовые зоны. Зеленая зона— это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению. Желтая — действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Эта зона очень важна, т. к. именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения. Красная зона — действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

Важным является то, что список "взрослеет" вместе с ребенком. То, что мы требуем от старшего дошкольника, мы не можем требовать от младшего, он просто не может этого выполнить. А то, что мы требуем от школьника, просто неразумно требовать от дошкольника. И самое главное — это руководствоваться интересами ребенка и любовью к нему.

Формы наказаний

Если существуют запреты, то неизбежно возникает вопрос о наказаниях, поскольку запреты в силу тех или иных причин могут нарушаться. Вообще смысл наказания должен быть совершенно конкретным: вам нужно эффективно пресечь недопустимое поведение.

Выделим и проанализируем основные формы воздействия на детей.

Под словом "ругать" обычно подразумевается повышение голоса, крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность ("я не могу общаться с ребенком"). Любой крик — это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых.

В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмоцию. У ребенка чаще всего ответная реакция — страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может.

А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, либо приводит к неврозу.

Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.

Другое дело — запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом.

Шлепнуть ребенка можно быстро, не затрачивая время и усилия на объяснения. Что это дает? Любой человек инстинктивно боится физического наказания (попросту говоря, удара), а кроме того, ребенок еще и слабее взрослого. В ребенка вселяется страх.

Боясь наказаний, ребенок может начать лгать и обманывать родителей.

Если сам факт наказания слишком расстраивает детей, они могут забыть, за что их наказывают.

Родители, наказывающие детей, могут стать для них примером. Ребенок, подражая взрослому, тоже станет решать свои проблемы силовым способом.

Агрессивный ребенок — это, как правило, ребенок с низкой самооценкой, отвергаемый сверстниками, с плохой успеваемостью

При этом у взрослого возникает чувство вины. Взрослые должны четко осознавать, что вероятность несправедливости при спонтанном наказании чрезмерно велика. Наказывая, подумай зачем! Каков будет результат наказания?

Надо помнить, что основная цель наказания — научить ребенка правильно поступать под действием собственного внутреннего контроля.

Изоляция — часто применяемый способ, когда ребенок выводится (отделяется) из группы сверстников или из игры на определенный период времени. При этом изоляция должна быть организована. Должно быть специальное место — другая комната, "виноватый" стульчик, находящиеся в поле зрения взрослого. Желательно оговорить с детьми заранее время изоляции (пока пересыпается песок в часах, движется стрелка на период конкретной игры). Время, которое проводит ребенок, наблюдая движение стрелки часов, пересыпание песка, становится для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ помощи справиться со своими эмоциями.

У каждого ребенка есть свои предпочтения. Но есть занятия, любимые всеми детьми: просмотр мультфильмов, поездка в гости, в цирк. Очень хорошо, если в группе есть какой-либо ритуал, традиция (помощь воспитателю, кормление рыбок и т. п.). И отказ ребенку в праве участвовать в совместном ритуале станет для него сильным переживанием.

Наказание ли это? Конечно же, в довольно ощутимое! И главное, не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо. Взрослый просто не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.

Какой же практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников, "зон радости". Если нет традиции совместных дел с ребенком, то стоит ее создать. И сделать эти занятия или дела регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не совершит чего-нибудь очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.

Лишение приятного — наиболее приемлемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

После того как мы проанализировали все возможные наказания, нужно остановиться на очень важном моменте, ответить на главный вопрос. Итак, как наказывать ребенка, не унижая его? Выделим то, что всегда нужно помнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:

 всегда соблюдайте четкую позицию: "Я взрослый";

 учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию;

 общайтесь с ребенком "глаза в глаза", на уровне роста ребенка, уверенным голосом;

 в особых ситуациях необходимо брать ребенка за плечо, руку, останавливая его действия.

Наказание лучше действует, когда:

     оно применяется сразу после проступка, а не спустя некоторое время;

     после проступка всегда (а не иногда) следует наказание;

     наказание сопровождается объяснением того, почему ребенка наказали и что должен делать ребенок, чтобы его не наказывали в будущем;

     у ребенка теплые, любящие отношения с человеком, применяющим    наказание.

Очень важно помочь ребенку исправить ситуацию. Спросить его: "Давай подумаем: как это исправить?"

В конце такого тренинга важно подробно обсудить все его этапы, его необходимость и возможные варианты для продолжения работы. Все участники тренинга получают задание и тетради для записи реальных возникающих ситуаций и их анализа. Можно раздать дополнительный информационный материал и назначить следующую встречу для обсуждения полученного задания.


Подписка на новости сайта
Подписчиков — 22
Изображение
Общероссийский рейтинг школьных сайтов
Отличный сайт
«Отличный сайт. Лето 2018»